Сборник научных трудов
Азово-Черноморской орнитологической станции

Branta Cover Язык статьи: русский Цитировать: Динкевич А, М. ., Мнацеканов А, Р. ., Короткий В, Т. ., Найданов С, И. . (2008). Большой баклан на Северо-Западном Кавказе. Бранта: Сборник научных трудов Азово-Черноморской орнитологической станции, 11, 126-158 Ключевые слова: большой баклан, Северо-Западный Кавказ, распространение, численность, биология, рыбное хозяйство, ущерб Просмотры: 923 Branta copyright Branta license

Выпуски издания > Выпуск №11 (2008)

Бранта: Сборник научных трудов Азово-Черноморской орнитологической станции, 126-158

Большой баклан на Северо-Западном Кавказе

Динкевич М.А., Мнацеканов Р.А., Короткий Т.В., Найданов И.С.

В настоящей работе обобщены все известным нам литературные и неопубликованные данные, собранные региональными орнитологами, работниками охотхозяйств Краснодарского края, а также собственные данные авторов по распространению, численности и отдельным аспектам биологии большого баклана на Северо-Западном Кавказе (Краснодарский край и республика Адыгея). Оригинальные сведения авторов были получены с период с 1989 г. по настоящее время. Данные по гнездовой численности получены методом абсолютного учета гнезд в колонии, преимущественно в период гнездования (апрель-июнь), реже – после сезона размножения (июль-август) или, в отдельных случаях, на основе экспертной численности взрослых птиц. Наиболее часто посещались колонии баклана на озере Ханском (1996, 1999-2000, 2004, 2006 гг.) и на Кизилташских лиманах (1989-1992, 1995, 1998, 2006-2007 гг.), где в последние годы отмечено резкое увеличение численности вида. Исследования ключевых мест обитания осуществлены в ходе экспедиций: Кубанского государственного университета (1989-1991, 1995-1996 гг.) и проектов ("Пеликан-99"; BP Conservation Programme, 1999; PINMATRA по Ключевым орнитологическим территориям Краснодарского края, 2004 г.; CEPF и WWF "Site network for birds and wetlands: inventory, protection and community management", 2006 г.).

Сведения по кольцеванию бакланов, гнездящихся в плавнях р.Кубань (Кочковатый, Солодко-Рясной и Кирпильский лиманы), взяты из работ Н.Н.Скоковой (1978) и Е.В.Зубакиной (1991). Проанализирован 81 возврат бакланов, окольцованных нелетными птенцами в 1961, 1964, 1968, 1974 и 1981 гг. Дополнительно обработано 68 возвратов колец большого баклана, окольцованных птенцами на Украине (Обиточная коса, Молочный лиман, Сиваш, Лебяжьи острова) в период 1979-1999 гг. и встреченных в период сезонных перемещений на Северо-Западном Кавказе (Мациевская, Кошелев, Дядичева, 1998; Мациевская и др., 1999). Данные по зимовкам вида получены в ходе среднезимних учетов птиц в сезоны 2003-2008, основная часть которых выполнена в рамках Международной переписи водоплавающих и околоводных птиц (IWC) (WWF Project "Towards a strategy for waterbirds and wetland conservation in the Central Asian Flyway").

Основные места гнездования больших бакланов расположены в лиманах и тростниковых зарослях Восточного Приазовья и Северного Причерноморья, в местах концентрации массовых видов рыбы. В пределах рассматриваемого региона обнаружено только 2 типа поселений большого баклана: 1) на грунте песчано-ракушечниковых островов и кос и 2) на заломах в зарослях макрофитов. Первый тип гнездования характерен для крупных, процветающих в настоящее время колоний. Древесный тип гнездования на Северо-Западном Кавказе известен только по литературным данным.

До середины 1970-х гг. дельта Кубани была единственным местом гнездования большого баклана в северокавказском регионе в целом и в Краснодарском крае в частности. Численность вида на гнездовании колебалась от 400-500 до 1000-1500 пар, что не могло нанести ущерб рыбному хозяйству Азовского региона.

С конца 1970-х гг. на Северо-Западном Кавказе стало заметным особенно быстрое, повсеместное нарастание численности вида. В этот период произошло расширение площадей рыборазводных прудов, нерестово-выростных хозяйств и рыбопроизводственных водоемов в целом, как в дельте Кубани, так и за её пределами, а также рост популяций рыб-вселенцев (пиленгас). Сокращение природных популяций видов рыб, являющихся основным кормовым объектом большого баклана в дельте Кубани привело к перемещению колоний баклана на новые, более богатые рыбой водоемы (озеро Ханское, Кизилташские лиманы, Ейский лиман) и к формированию новых трофических связей между бакланами и искусственными водоемами. Значимый ущерб рыбному хозяйству большой баклан начал наносить в начале 1980-х гг. В то же время, при наличии достаточного количества природных кормовых объектов, вред, наносимый бакланом рыбному хозяйству, незначителен. В 1990-е годы в Краснодарском крае насчитывалось 9490 гнездящихся пар большого баклана,  в начале 2000-х гг. - 8500-11000 пар, и в настоящее время - уже 13000-18000 пар. Крупнейшие колонии расположены на озере Ханском (4000-5000 пар), Кизилташских (около 3000), Ейском (около 3500), Бойкиевском (2000-2500) лиманах и на Динском заливе (около 2000 пар).

Большой баклан часто становится видом-доминантом (субдоминантом) в структуре островных экосистем Восточного Приазовья и Северного Причерноморья и оказывает значительное влияние на популяции других гнездящихся рядом видов птиц.

Бакланы кубанской популяции отличаются ярко выраженным гнездовым консерватизмом. Птицы держатся на территории Приазовья до поздней осени и зимуют в пределах Азово-Черноморского бассейна, в основном на северном и восточном побережье Черного моря. Птицы этой популяции не совершают далеких миграций (обычно не более 100-120 км от гнездовых территорий в любой сезон), и сама миграция имеет вид постепенных перемещений с места на место. По данным кольцевания не найдено достоверных возрастных отличий в характере сезонных перемещений и миграций больших бакланов. Наряду с особями местной популяции, особи из других популяций (субпопуляций) с юга Украины (Сиваш, Молочный лиман, коса Обиточная, Лебяжьи острова), и иногда из дельты Волги и даже Аральского моря, также перемещаются на Северо-Западный Кавказ.

В первой половине – середине 20-го века большой баклан был редким, нерегулярно гнездящимся видом региона. Многочисленные места зимовок начали формироваться только с 1960-х гг. Основная часть популяции зимует на черноморском, а не азовском побережье. Самая высокая численность на зимовке отмечается на Кизилташских лиманах и в Новороссийском заливе. С 1970-х гг. территории зимовок начали формироваться в центральной части Северо-Западного Кавказа (в окрестностях г.Краснодар). В зимний период влияние на перемещения большого баклана оказывают погодные условия и распределение рыбных ресурсов. На рыборазводных прудах большой баклан осуществляет ежедневные перелеты с мест ночевок на пруды и обратно.

Основными мероприятиями, направленными на снижение негативного воздействия большого баклана на запасы рыбных ресурсов были: отстрел, элиминация кладок в колониях, отпугивание при помощи звуковых и зрительных репеллентов и биотехнические мероприятия. Последний метод (совмещение сроков зарыбления прудов с массовым ходом малоценных видов рыб) дал хороший экономический эффект на прудах рыбхозов Восточного Приазовья.

В настоящее время в Краснодарском крае (как и на всем юге России и Украины) назрела необходимость создания и реализации долговременной программы по мониторингу популяции большого баклана и изучению вреда, наносимого им конкретным прудовым хозяйствам.

 

Читать пдф-версию статьи