Сборник научных трудов
Азово-Черноморской орнитологической станции

Branta Cover Язык статьи: русский Цитировать: Руденко, А. Г., Ардамацкая, Т. Б., Яремченко, О. А. (2008). Многолетний мониторинг поселений большого баклана (Phalacrocorax carbo) на морских заливах Северного Причерноморья. Бранта: Сборник научных трудов Азово-Черноморской орнитологической станции, 11, 43-59 Ключевые слова: большой баклан, численность, влияние на природные комплексы, регуляция численности, заливы Черного моря Просмотры: 747 Branta copyright Branta license

Выпуски издания > Выпуск №11 (2008)

Бранта: Сборник научных трудов Азово-Черноморской орнитологической станции, 43-59

Многолетний мониторинг поселений большого баклана (Phalacrocorax carbo) на морских заливах Северного Причерноморья

А.Г. Руденко, Т.Б. Ардамацкая, О.А. Яремченко

В статье представлены материалы, собранные в результате многолетнего мониторинга гнездовых колоний большого баклана (Phalacrocorax carbo) на трех заливах Черного моря (Тендровский, Ягорлыцкий и Джарылгачский). Исследования проводились с конца 1980-х гг. по настоящее время.

Распределение мест гнездования, динамика численности, типы поселений и репродуктивные показатели

С 1989 по 2007 гг. наблюдался постоянный рост численности гнездящихся птиц.  На Тендровском заливе возросшая численность в отдельные годы в 4.6-9.8 раз превышала показатели 1990-х гг., на Ягорлыцком заливе – в 2.8 – 4.1 раз. На Джарылгачском заливе численность резко возросла в 2000-х гг. – в 3.4 раза по сравнению с 1995 г. (табл.1). В целом, численность большого баклана в гнездовых поселениях на трех рассматриваемых заливах Черноморского региона в настоящее время почти в три раза превышает показатели 1995 г. и суммарно составляет 10 тыс. гнездящихся пар. Процентное соотношение гнездящихся пар на разных заливах в разные годы исследования отличалось и составило  от 13.6% до 75.3% на Тендровском заливе, от 6.0% до 49.2% на Ягорлыцком заливе и от 19.2% до 44.4% на Джарылгачском заливе (рис. 3). Бакланы селятся на всех типах островов (материкового и аккумулятивного происхождения), однако предпочитают более крупные острова материкового происхождения. В 1980-х гг. вид встречался только на материковых островах в заповедной акватории. В 1990-х гг. 24.1% колоний размещались на аккумулятивных островах. В 2000-х роль островов материкового и аллювиального происхождения практически уравнялась, но процент гнездящихся пар на материковых островах был уже меньшим, чем на наносных (48.1% и 51.9%, соответственно, рис.4).

Сезонные скопления

По учетным данным, в 1980-х гг. на черноморских заливах отмечались скопления больших бакланов общей численностью в 15-18 тыс. особей (рис.5); 66.7% концентрировались на Тендровском заливе в системе Новых островков. На Джарылгачском и Ягорлыцком заливах численность птиц оценивалась в 2-3 тыс. особей (16.7%). В 1990-е годы в осенних скоплениях большого баклана происходил значительный рост численности. Ее максимум достиг 36 тыс. особей. На Тендровском заливе численность значительно возросла и доминировала по отношению к другим заливам (55.6%). К середине 2000-х годов суммарная численность послегнездовых скоплений большого баклана на заливах достигла 40 тыс. особей. На заповедных заливах она продолжала расти, а в Джарыгачском заливе (по опросным данным) – сократилась, возможно, из-за постоянного преследования птиц человеком. В 2007-2008 годах в результате биотехнических мероприятий, направленных на сокращение численности большого баклана, общее количество птиц в скоплениях снизилось и на заповедных заливах, до 4-6 тысяч особей.

Влияние большого баклана на природные комплексы региона и методы регуляции его численности

При анализе влияния большого баклана на природные комплексы региона необходимо рассматривать как негативные, так и позитивные воздействия.

Отрицательное влияние. Прежде всего, это влияние на численность, видовое разнообразие и функционирование колониальных сообществ гнездящихся на островах птиц. Кроме того, разрушение структуры островов и уничтожение растительности в местах формирования колоний большого баклана.

Положительное влияние. Большой баклан продолжает оставаться центром социального притяжения таких редких и малочисленных видов как розовый пеликан (Pelecanus onocrotalus), черноголовый хохотун (Larus ichthyaetus), малая белая цапля (Egretta garzetta). Особенно тесная связь наблюдается у большого баклана с розовым пеликаном. Колонии большого баклана имеют положительное значение для привлечения на гнездование розового пеликана. Отмечена очень сильная привязанность розового пеликана к скоплениям и колониям баклана. Несмотря на то, что на заповедных островах розовый пеликан гнездится более 10 лет, ни разу не наблюдались его самостоятельные колонии.

Научно-технические мероприятия, направленные на стабилизацию численности большого баклана в условиях заповедных заливов

  1. Ограничивать места гнездования большого баклана. Позволять формировать колонии лишь на тех островах, где этот вид органично вписывается в видовой состав орнитокомплекса и не является территориальным конкурентом для других видов.
  2. Влиять на репродуктивные показатели бескровными методами, а именно: синхронное извлечение яиц из гнезд, уменьшение размера кладок до 1-2 яиц.
  3. Во избежание разрушения небольших островов не позволять гнездиться птицам больше, чем два года в одной и той же колонии.
  4. На островах, где формирование колоний нежелательно, разрушать колонии на ранних стадиях их формирования, до откладки яиц.
Читать пдф-версию статьи