Сборник научных трудов
Азово-Черноморской орнитологической станции

Branta Cover Язык статьи: русский Цитировать: Костин Ю, С. ., Тарина А, Н. ., Багрикова А, Н. . (2008). Большой баклан на южном берегу и западе Крыма. Бранта: Сборник научных трудов Азово-Черноморской орнитологической станции, 11, 29-42 Ключевые слова: большой баклан, фенология, питание, местообитания, гнездование, миграция, юг Крыма, запад Крыма, ЮБК. Просмотры: 955 Branta copyright Branta license

Выпуски издания > Выпуск №11 (2008)

Бранта: Сборник научных трудов Азово-Черноморской орнитологической станции, 29-42

Большой баклан на южном берегу и западе Крыма

Костин С.Ю., Тарина Н.А., Багрикова Н.А.

Обобщены собственные данные авторов и уже опубликованные материалы по большому баклану (Phalacrocorax carbo). Вид является в Крыму многочисленным и имеет большое хозяйственное значение. Публикация основана на материалах, собранных авторами в 1983-2008 гг., архивах и литературных источниках, а также базе данных по возвратам птиц, окольцованных в Азово-Черноморском регионе. Исследования проводились на территории Каламитского залива и крымского побережья Каркиницкого залива, в западной части горного Крыма, в том числе южном побережье от г.Севастополя до с.Малореченское.

Анализ сезонного размещения и численности большого баклана в регионе за последние 30 лет показал, что общий характер фенологического цикла не изменился. В марте-мае вид редок и спорадичен на юге полуострова и многочисленнен в районе гнездования на Лебяжьих островах. Общее значительное увеличение численности в регионе, а также наличие неразмножавшихся особей в составе популяции, явилось причиной участившихся встреч бакланов в гнездовое время (май-июнь) на Южном берегу и Каламитском заливе. Размещение колоний баклана в регионе определяется наличием рыборазводных хозяйств в зоне Северо-Крымского канала, поэтому после подъема на крыло молодняка все возрастные группы кочуют, как в окрестностях колоний, так и совершают дальние вылеты, что подтверждено данными кольцевания. Развитие прудового хозяйства скорее всего обуславливает послегнездовую концентрацию бакланов в устье р.Качи в июле-сентябре и участившиеся встречи вида на водоемах в предгорьях (Симферопольское, Партизанское водохранилище в этот период).

Увеличение запасов основных объектов питания бакланов (ставриды, кефали) у южных берегов за последнее десятилетие, привело к росту численности бакланов на зимовке и определило более раннее (почти на месяц) появление осенних мигрантов в регионе. По данным кольцевания у южных берегов Крыма зимуют бакланы как Северо-Крымской, так и Кубанско-Приазовской гнездовых группировок.

Формирование во второй половине 70-х годов колоний баклана в северном и северо-восточном Крыму привело к появлению новых миграционных потоков, которые проявляются во время весенней миграции. И если до 1970-х годов на ЮБК в феврале-марте наблюдали интенсивный пролет бакланов в западном направлении, то позднее, к востоку от Алушты, оформился весенний миграционный поток в восточном направлении. В последнее десятилетие выраженная миграция наблюдается у юго-восточных (на северо-восток), и западных (на север) берегов горного Крыма. Мигранты, встреченные в горах и предгорьях, летели на восток и северо-восток.

В месте гнездования на Лебяжьих островах птицы появляются в феврале, а к яйцекладке могут приступать через 30-40 дней после прилета, в зависимости от хода весны. Максимум гнездовой численности – в середине-конце мая, массовой подъем молодняка «на крыло» - в июне-июле, распад колонии – в августе, но на ночевках в августе-сентябре скопления достигают 1.5 тыс. птиц. В октябре численность в районе колонии сокращается почти вдвое, в ноябре большая часть птиц отлетает, а зимой здесь держится несколько десятков особей. Кривая динамики численности большого баклана на Лебяжьих островах отражает стабильный рост в 80-е годы, падение после зимы 1984/1985 гг., последующий рост численности в 90-е годы и увеличение – в последнее десятилетие. Своей жизнедеятельностью большой баклан оказывает воздействие как на растительность, так и на орнитокомплексы островов и наибольшее влияние проявляется в результате строительства гнезд. Угнетающее влияние растительность испытывает также в результате вытаптывания птицами, уплотнения грунта, а также ингибирования («выжигания») экскрементами. В результате это ведет к обеднению ценотической структуры островных комплексов (замене многолетников однолетниками), к уменьшению задернованности субстрата из-за прямого уничтожения растений, и как следствие – к усилению влияния ветровой эрозии, снижению волнобойной устойчивости аккумулятивных берегов. Непосредственное влияние на орнитокомплексы островов проявляется в вытаптывании бакланами гнезд крачек и вытеснении с традиционных мест гнездования видов, таких как чеграва, хохотун, которые занимают сходные с бакланом стации (наиболее безопасные в штормовом отношении гривки).

Уменьшается плотность гнездования хохотуньи, утиных, для строительства гнезда которым необходимы разреженные или сомкнутые сообщества многолетников, выполняющих защитные функции, а не низкорослые сообщества малолетников.

Учитывая заповедный статус Лебяжьих островов, где охраняются комплексы околоводных птиц, включающие ряд редких и находящихся под угрозой исчезновения видов и особенности биологии большого баклана на данной территории, наиболее эффективным для существенного снижения численности и «безопасным» для других видов птиц является метод многократного (до конца июня) изъятия кладок из гнезд при кратковременном пребывании в местах гнездования.

 

Читать пдф-версию статьи